Что такое архетип бренда и зачем он нужен бизнесу?



Архетип от др.-греч. ἀρχέτυπον «первообраз, оригинал, подлинник, образец» - центральное понятие объекта, его суть
Понятие архетипа восходит к психологии Юнга, но применимо практически во всех сферах жизни, в том числе и в маркетинге.

Важно понимать, что архетип не ролевая модель, хотя они очень похожи, и никак не соотносится с ни с возрастом, ни с полом, ни с профессией. Архетипы скорее соотносятся с центральной функцией объекта и у каждого архетипа эта функция своя.
Так как все архетипы взаимодействуют друг с другом, по ключевой функции их проще всего определить. Приведем примеры:

  • В мире магов и волшебников Поттериады, Гермиона не смотря на свой возраст и пол демонстрирует архетип Мудреца, дает советы и знает ответ на любой вопрос.

  • Дайнерис Таргариен в своих потрясающих белых платьях и законной борьбе за железный трон заканчивает в архетипе Бунтаря, сжигая завоеванный город.
Подробнее о каждом:

РЕБЕНОК


Он милый, доверчивый, ранимый. Этот архетип верит в то, что каждый может быть собой. Невинный выбирает простую жизнь. Он не хочет ни за что отвечать. Ему нравится предсказуемость, а перемены даются с трудом. Это тот самый архетип, который просто хочет быть счастливым: иметь идеальную работу, идеальный дом, идеальную жизнь.


СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ


Предсказуемый, практичный, приземленный. Архетип, который хочет быть частью сообщества — социального класса, культуры на работе, клуба. Этот архетип — человечный и порядочный. Он может не любить человека, но наверняка придет ему на помощь, если так будет нужно.


БУНТАРЬ


Бунтарь дикий, смелый и активный. У него есть свое мнение, из‑за которого возникает чувство отчужденности от остальных. Бунтарь хочет освободить себя и других от давления общества, сделать что‑то невероятное, большее. Этот архетип с легкостью нарушает устаревшие правила и поднимает запретные темы.


ХРАНИТЕЛЬ


Сострадательный, переживающий, отдающий архетип. Им движет сочувствие и желание помогать окружающим. А еще он просто любит делать приятное для людей вокруг. Этот архетип делает все, чтобы сохранить текущее положение вещей и сделать его наиболее удобным для всех, кто в нем находится.


ГЕРОЙ


Он энергичный и решительный. Не боится рисковать, даже собственной жизнью. Это тот самый достигатор, который может поставить перед собой цель и получить желаемое, несмотря ни на что. А еще тот самый человек, который спасает любую ситуацию, если никто не решается - дает отпор обидчикам, вызывается добровольцем.


ПРАВИТЕЛЬ


Правитель знает, что лучший способ предотвратить хаос — взять все под свой контроль. Этот архетип не верит в то, что кто‑то сможет его защитить. А если никто извне на это не способен, ему нужно взять правление на себя. И надо отметить, что правит он успешно, если может выдержать груз ответственности.


ШУТ


Шут помогает проживать жизнь в настоящем, быть импульсивным и спонтанным, быть в состоянии игривости, как в далеком детстве. Иногда он заставляет нас смеяться над ситуациями, которые скорее печальны, чем реально смешны.


МАГ


Маг — архетип, который умеет исполнять желания. И в первую очередь он начинает с себя: всматривается вглубь, находит истинную причину и работает с ней. И тогда меняется все вокруг. Со стороны же все выглядит так, словно случилась магия.


ЛЮБОВНИК


Любовник находится в поисках любви. Она может проявляться в глубокой дружбе, отношении к животным, природе, работе, еде, одежде, предметам быта. Любовник видит красоту во всем: в природном ландшафте, элегантном ресторане, новой паре челси.


ТВОРЕЦ


Он увлеченный, вдохновленный. Движущая сила творца — страсть к самовыражению в материальной форме. Он постоянно создает новое и преобразовывает старое. Глубинный мотив — уподобиться богу, создав то, чего не существовало до сих пор.


МУДРЕЦ


Мудрец с удовольствием изучает уже существующую информацию, при этом хочет свободно думать своей головой и составлять собственное мнение. А уже после предлагать решение. Мудрец умеет анализировать, планировать, оценивать.


ИСКАТЕЛЬ


Этот архетип хочет быть свободным: пробовать все и не знать никаких ограничений и обязательств. Искатель быстро устает от рутины. Он готов сделать все, что угодно, лишь бы избежать однообразия и обыденности, даже если ему придется рискнуть.


Так зачем же бренду архетипы?
Во-первых, компания, как и человек занимает в своем рынке определенную роль и хорошо бы эту роль знать. Это усилит коммуникацию с потребителем и позволит исполнителям (штатным сотрудникам или фрилансерам) поддерживать архетип бренда, следовать ему не интуитивно, а точно. Архетип связан с миссией компании (центральной функцией), визуальной стратегией, тон-оф-войс, скриптами продаж.

Во-вторых, архетипы есть у ваших потребителей и портрет целевой аудитории будет тоже точнее, если начать его с архетипирования. Бунтари покупают у Бунтарей, Правители у Правителей, особенно на переполненном рынке, где каждая компания конкурирует за внимание и деньги потребителя.

В-третьих, в каждом из нас есть все архетипы (в идеале) и в разные моменты времени мы примеряем на себя ту или иную функцию. Их смена - идеальный момент, чтобы получить новую аудиторию и со временем сделать её лояльной.

В-четвёртых, у каждой ниши бизнеса тоже есть ведущий архетип - архетип среды. Не попасть в него значит продавать аудиокниги глухим людям, а грамотное подсвечивание ценностей среды в коммуникации принесет Вам образ настоящих профессионалов, которым можно доверять.
ВОТ ТАК МЫ СОСТАВЛЯЕМ АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ:

  • берем архетип среды (мода - Любовник, еда - Ребенок, инновации - Мудрец, косметика - Хранитель, архитектура - Творец)

  • добавляем ведущий архетип бренда из УТП по функции (создаем атмосферу - Маг, разрушаем правила Бунтарь, делимся знаниями - Мудрец)

  • выбираем еще 1, 2 или 3 косвенных архетипа, соответствующих характеру компании (первооткрыватели - Искатель, друзья - Славный малый)
Сильный бренд, как и живой человек, никогда не состоит из одного архетипа.
Уметь пользоваться и удерживать архетипы - настоящее искусство, которое можно бесконечно оттачивать. Тем более, что сильный бренд, как и живой человек, никогда не состоит из одного архетипа.

Мы всегда формируем комбинированный портрет и меняем ведущий архетип в зависимости от ситуации на рынке, способностей коллектива, даже психологического состояния руководства компании. Тогда появляется живой бренд, за которым хочется следить и помогать.
Оставить заявку на архетипирование
Бесплатная диагностическая консультация помогает определить стиль компании, её миссию, философию и социальную функцию в обществе и на рынке.
Подпишитесь на статьи:
Оставьте свой адрес электронной почты, если хотите подписаться на новые материалы. Отписаться от рассылки можно в любой момент.
Made on
Tilda